ТЕАТР НОРИЛЬСКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация

Данная статья рассказывает о театральной деятельности в Норильске. Театр как официальный социальный институт берёт своё начало в 1941 году, в тяжёлое военное время, но на самом деле театр в Норильске появился задолго до войны. Театральные постановки были исключительно лагерного типа, они являлись способом отвлечься от тяжелых, голодных и холодных будней репрессированных. Когда действительность мрачна и пугающая, срабатывает инстинкт самосохранения души. Сменить ватник, распухшие развалившиеся кирзовые ботинки на великолепие театрального костюма было для артистов великим счастьем. Сменить костюм – как сменить жизнь. Пусть два или три часа им доводилось прожить иную жизнь.

Лагерная самодеятельность привела к появлению общедоступного театра, еще очень долго шлейф тюремных заключений тянулся за театром. Среди заключенных были знаменитые актёры, музыканты и певцы, чаще всего они проходили по политическим статьям. История театра не была бы столь ошеломляющей и полной головокружительных премьер, если бы не Норильлаг. Лучшие люди страны, талантливейшие личности проживали свою жизнь на театральных помостах. Кто бы мог подумать, что горно - металлургический посёлок по культурной жизни и количеству звёздных личностей сравнится с самой Москвой Златоглавой.

Ключевые слова:

Заполярный театр драмы им. В. В. Маяковского г. Норильск, театр драмы Норильский, Норильлаг интеллигенция, Норильск история 1941 – 1945 гг., Норильск в годы Великой Отечественной войны, Культурная жизнь Норильска 1941 – 1945 г.

 

Abstract

This article tells about theatrical activities in Norilsk. The theater as an official social institution dates back to 1941, during the difficult wartime, but in fact the theater in Norilsk appeared long before the war. Theatrical performances were exclusively of the camp type, they were a way to escape from the hard, hungry and cold everyday life of the repressed. When reality is dark and frightening, the soul's self-preservation instinct is triggered. It was a great happiness for the artists to change their padded jacket and swollen, collapsed canvas shoes for the splendor of their theatrical costume. Change your costume — how to change your life. Let them live a different life for two or three hours.

The beginnings of camp staging led to the appearance of a public theater, and for a very long time the trail of prison sentences followed the theater. Most of the famous actors, musicians and singers were repressed. The history of the theater would not be so stunning and full of dizzying premieres if it were not for Norilsk. The best people of the country, the most talented individuals lived their lives on the theater platforms. Who would have thought that the mining and metallurgical village in terms of cultural life and the number of star personalities is comparable to Golden-domed Moscow.

Keywords:

Polar drama theater. V. V. Mayakovsky, Norilsk, drama theater Norilsk, Norilsk intelligentsia, Norilsk history 1941-1945, Norilsk during the great Patriotic war, Cultural life of Norilsk 1941-1945

История норильского театра начинается с лагерей. Территория, на которой сосланные из многих городов и сёл репрессированные, неугодные правительству люди возводили город в «замороженной пустыне», состояла из более трёх десятков лагерных отделений. Во многих открывались самодеятельные театры или музыкальные коллективы с собственными артистами, режиссёрами, композиторами, дирижёрами, музыкантами, поэтами, конферансье… Профессии, которые нам сейчас кажутся неуместными в суровой лагерной действительности. Нет, это не участники праздника жизни и не ошибка — это одно из явлений сталинской политики создания «нового человека» [9, с. 24].

«Тюремному строительству капиталистических стран пролетариат СССР противопоставил своё культурное строительство»… — как сказал в своё время один из руководителей ГУЛАГа, И. Апетер [9, с. 24]. Когда рабочий режим 10-14 часов, а мечта о кусочке хлеба не покидает исхудавшее тело, когда не хватает одежды, да и та сплошные дыры, когда пристанище, или попросту барак, где на одного человека 0,8 м, (даже в гробу просторнее), когда смерть помимо как от голода, холода, нечеловеческой работы и страшных заболеваний может ждать тебя расстрел и расправа, а бренное измученное тело кидают, с такими же мучениками и тем кому «не повезло», в траншеи вперемешку до весны, присыпят снежком, а уж летом закапают прогнившие подснежники — самое время открыть в себе небывалую тягу к творчеству и скрытые таланты. Жить здесь и сейчас, вопреки судьбе, играть, чтобы не сойти с ума и не потерять человечность. Так и начинался норильский театр, совсем не с вешалки. 

Историю театра сложно проследить и воссоздать по документам — так или иначе это будут скупые факты, не окрашенные эмоциональным строем взаимного общения, которое только и питает постоянно обновляющийся театральный организм. Многие из тех, с кого начинался норильский театр, уже нет в живых, но их имена хранят пожелтевшие странички архивных газет и программок. За многие годы стерлись, исчезли в памяти людской подробности, оживляющие воспоминания о первых спектаклях и первых героях на сцене, но сотворенный их творчеством и волей театр продолжает жить, неотъемлемый от духовной жизни норильчан.

 

В годы войны и первые послевоенные годы Норильск был самым театральным городом страны, в двухсоттысячном лагерном посёлке тех лет постоянно работали до двадцати театров, а число премьер доходило до полусотни в год. Все театры были лагерные, в них играли заключенные, бывшие актёры, режиссёры и музыканты лучших коллективов страны. И только один театр был «вольный» — тот, который с первых дней возглавил Григорий Александрович Бороденко.

 С началом войны молодой актёр Григорий Александрович Бороденко оказался без работы, так как уральский театр, где он служил, закрылся из-за всеобщей мобилизации. По состоянию здоровья молодой актёр на фронт не попал, вернулся на свою малую родину — Красноярск и узнал, что в Норильске хотят иметь свой театр. Нашлись антрепренер и артисты — сколотили труппу и собрались на пристани, чтобы плыть в Дудинку, а оттуда добраться в Норильск. «Время отправляться, антрепренера нет, у него все деньги и билеты. Пароход вот-вот отчалит» — из воспоминаний Г. А. Бороденко [3, с. 28].  

— Прорвался я к капитану, объяснил, что и как, он в свою очередь обсудил это с норильским начальством и вот погрузились и плывем. Денег нет ни у кого, а многие с детьми. Плыть целую неделю, сначала ели, что взяли из дому, надо было что- то делать. Решение пришло само собой, откуда не ждали, я прилично играл в преферанс, но никогда не думал, что мне это умение как-то пригодится в жизни. Небольшой компании игроков, норильских богачей не хватало четвёртого, вот тут я и подсел к ним. Ставки были огромными, игроки не внимательными, еще и подпивали, в итоге — к концу игры у меня на руках было несколько тысяч выигрыша. На эти деньги вся наша труппа и добралась до заполярного Норильска [3, с. 28]

 

Почему для установления официального статуса театра потребовались свободные люди? Дело в том, что лагерные театры давали спектакли только для заключенных. Несмотря на это правило, под предлогом контроля на спектакли являлось все НКВДэшное начальство с жёнами и знакомыми. Еще бы, ну где же они могли услышать Лидию Русланову или Головина, увидеть знаменитых артистов. И получалась из этого всего весьма удивительная вещь: самому высокому лагерному начальству было не положено то, на что имеет законное право исхудалый, голодный ЗК.

Это ощущение «социальной несправедливости» и породило идею создания театра. Война не мешала власть имеющим ни в чём себе не отказывать. Так и начался Заполярный театр. Профессиональный театр развивался особым норильским способом: кого-то из артистов-заключенных лагерная администрация «отмечала», а дирекция театра «вытаскивала» из зоны. Таким образом, искусство (и в буквальном, и в переносном смыслах) стало способом освобождения от гнетущей реальности, единственной возможностью преобразить мир по законам Истины, Добра и Красоты.

Первое выступление Норильского театра состоялось в канун 24-й годовщины революции, 6 ноября 1941 года, в помещении Клуба шахтёров. Это ещё не было открытием сезона. Был показан спектакль-концерт «Великая Отечественная война», состоящий из маленьких одноактных пьес.

Интересно, что дебют был неформальным, старались от души. Организаторы смогли создать профессиональные декорации, а смекалистые рабочие сцены даже придумали некие спецэффекты, устроив «волшебные» появления и исчезновения артистов. Зрители были в восторге. Официальное же открытие первого театрального сезона состоялось в конце декабря 1941 года. В этот раз тоже настоящего спектакля ещё не было. Была показана композиция «Строгие времена», посвящённая, конечно же, войне. Это произошло на сцене, в переделанной под театр столовой второго лагерного отделения. Там же вскоре и был сыгран первый спектакль нашего театра — комедия Карло Гольдони «Хозяйка гостиницы» в постановке режиссёра Демиховского. В первом сезоне поставили «Жди меня» Симонова, «Позднюю любовь» Островского, и лирическую комедию «Сады цветут» Масса и Куличенко. 

По воспоминаниям Г.А. Бороденко, последний спектакль так понравился публике, что его играли несколько сезонов подряд. А вообще в репертуар ежемесячно вносились изменения. В 1942 г. театр гастролировал в Дудинке и на Диксоне [1, с. 43]. «В 1942 году ездили на Диксон. А там ледоходы «Ленин», «Сталин», «Седов» пришли из Америки, привезли грузы по ленд-лизу. Фашистский линкор «Адмирал Шеер» охотился за нами. Мы попали под обстрел, но всё обошлось» — вспоминает Г. А. Бороденко. 

Первый норильский театр располагался в конце Заводской улицы и представлял собой одноэтажное, но высокое деревянное (оштукатуренное) строение. Снаружи постройка менее всего походила на театр, а скорее, на ангар или производственный склад. Декор практически отсутствовал. Зато внутренний интерьер был выполнен с большой выдумкой. В сжатые сроки лучшая бригада плотников Норильлага под руководством Н. Ф. Вольмана, по проекту ЗК М. Ф. Усова реконструировала здание, которое ранее было клубом горняков. Всё, как положено, начиналось с вешалки и настоящего театрального вестибюля. Тут были и конусные колонны, и гипсовая лепнина, и бархатные круглые диванчики, и многое другое, что создавало празднично-торжественную атмосферу. Фойе было два — левое и правое. Зрительный зал был небольшой, всего 550 мест, но уютный, с амфитеатром и двумя ложами Бенуа (в некоторых источниках — двумя парами) по бокам сцены. Их называли директорскими и предназначались эти места для элиты города. В кассе билеты туда не продавались. Многим запомнилась бронзовая люстра, венчавшая этот храм искусства. Более всего восхищало большое панно с изображением полярной ночи в тундре, напоминающее, что театр построен в необычных условиях Заполярья [1, с. 43]. Начальник конторы лагстроя Ершов получил 5 000 рублей для премирования ЗК, им же выдали продовольственные пайки, обмундирование и табак. «Спускаешься, бывало, с горы Рудной или по ущелью Угольного ручья, в снегу по пояс, после смены на руднике, света не видно, порывы ветра валят с ног (об автобусах тогда еще не шло и речи) — только бы не опоздать. 

Прибежишь к зданию клуба, что на углу Заводской и Горной, недалеко от Нулевого пикета, отдышишься, снег из карманов вытряхнешь, телогрейку с плащом гардеробщице сунешь, оглядишься, и вот уже звонок, и ты в зале, и гаснут лампы, раздвигается занавес… И ты уже в новой, неведомой, таинственной жизни, забываешь обо всём, что только волновало, удручало и радовало. Три часа во власти искусства [2, с. 405] — из воспоминаний В. Щеглова.

Поначалу актёры жили рядом с театром в двухэтажном доме. Теснота была неимоверная, но зато рядом с работой. Позднее большая часть труппы переехала в новые дома Горстроя, а это более трёх километров от театра, которые часто приходилось преодолевать пешком в любой мороз и пургу. Тем не менее, опозданий на репетиции практически не было. После войны, при первой же возможности театр реконструировали. В 1945 году часть здания снесли, чтобы пристроить боковые фойе. Переделали сцену. В работе принимали участие легендарные норильские строители М. А. Битадзе и Н. Н. Тороцко.

В 1944 году начальник Норильского комбината А. А. Панюков попросил труппу создать в городе музыкальный театр. Среди заключенных Норильлага были и музыканты, и певцы. Эстрадный оркестр второго лагерного отделения стал играть на спектаклях. Приводили заключенных музыкантов под конвоем. Так второй Заполярный театр драмы превратился в Норильский Заполярный театр драмы и комедии [1, с. 44]. Творческий состав театра был внушительным: Львовская хоровая капелла — 16 человек, джазовый оркестр — 20 человек, хореографическая группа — 10 человек, эстрадно-драматическая группа — 10 человек. Среди солистов в последнем подразделении театра КВО — представитель удивительного Второго лаготделения В. В. Сколдинов — ученик Яншина, лучший конферансье Норильлага — его выступления были очень популярными за колючей проволокой, но на воле блеснуть не удалось, он умер в возрасте 37 лет и его спутница в творчестве, а дальше по жизни О. Н. Калиновская так же последовала за ним [9, с. 26]. Среди вновь пришедших в труппу была и актриса из Игарки, впоследствии проработавшая в Норильске 15 лет, — Елена Михайловна Юровская. Норильчане сороковых-пятидесятых годов вспоминали, как она с блеском играла в пьесах Островского. Ею создана целая галерея ролей, вошедших в золотой фонд театра. Это Катерина в «Грозе», Кабаниха Кручинина «Без вины виноватые», Огудалова «Бесприданница», Евгения «На бойком месте» и многие другие впечатляющие женские роли. В Норильске Юровская получила звание Заслуженной артистки РСФСР и орден «Знак Почёта» [1, с. 44].

Второе отделение Норильлага было поистине удивительным, вот что писал о нём в «Норильских рассказах» В. Снегов: «В вечно голодном втором отделении, где ложки облизывались насухо, а хлеб подъедался до крох… Было интересно и культурно. Там обитала интеллигенция… В клубе скрипач Корецкий играл Равеля и Паганини, Сарасате и Баха, Алябьева и Де-Фалья. В бараке можно было сразиться в шахматы с проектировщиком Габовичем… На нарах спорили о философии Лейбница и Шпенглера, поэзии Вийона и Маяковского, эпосе Гомера и Шолохова… обсуждали представления Леметра о мироздании, общетеоретические ошибки Гейзенберга и Бора, парадоксы Бройля и Борна… Здесь впервые нутром ощутил, что не хлебом единым жив человек» [6, с. 142]. Читаешь эти строки и кажется звучит, как насмешка, что такие великие умы страны на «нарах» — этого не может быть, будто бы отрывок из комедии, ан нет — это драма, господа.

На страницах истории города оставили свой след огромное количество выдающихся и известных людей. Это касается и сцены театра. В «личных делах» творческого коллектива удивительные имена и судьбы: Эда Юрьевна Урусова (принадлежала к древнему княжескому роду, артистка театра им. Ермоловой, обладала великолепным комедийным талантом и «магической притягательностью»); Виталий Дмитриевич Головкин (выпускник Щепкинского училища и Московской консерватории, сын солиста Большого театра, был обвинен в убийстве Зинаиды Райх; в Норильске стал артистом, музыкантом); Георгий Степанович Жженов, Иннокентий Михайлович Смоктуновский и многие другие. 

Некоторое время музыкальной частью в Норильском Заполярном театре драмы заведовал известный композитор Сергей Федорович Кайдан-Дешкин, многим он известен, как автор пионерского марша «Взвейтесь кострами синие ночи», с которым произошёл очень счастливый случай, по тем условиям жизни — это была небывалая удача. В конце тридцатых годов Сергей Федорович был руководителем одного из наиболее популярных в Норильлаге музыкальных коллективов — духового оркестра Шестого отделения. 

Оркестр играл не только для заключенных, но и для работников НКВД. Музыка замечательного оркестра звучала на увеселительных вечерах, танцах, похоронах, праздниках и других культурных мероприятиях [9, с. 26].

Из тридцати музыкантов были только двое политическими заключенными — сам руководитель оркестра и его трубач, В. Н. Бабичев, остальные «бытовики» (воры, бандиты, мошенники). Поэтому, если весь оркестр проходил по пропускам, то к вышеупомянутым двоим был приставлен конвой. Завязка этой истории начинается до войны, в Норильске проводились массовые расстрелы. Далеко в тундре был специальный лагерь «Норильск-2», куда свозили обреченных. Дабы скрыть правду о лагере смерти, заключенных приводили в тундре к определенному месту и там передавали другим конвоирам. «Обреченных» заставляли рыть себе могилы, а следующая партия их закапывала и готовила могилы для себя. «Обреченным» был и Кайдан-Дёшкин, ночью его увезли… Но музыканты, все как один, отказались играть без своего руководителя. Угрозы расстрела не помогли, и чтобы не сорвать предстоящее увеселительное мероприятие, руководство вынужденно было возвратить в оркестр Кайдана. Его доставили совершенно седым [9, с. 26]. Война ли являлась самой страшной страницей истории Норильска? Едва ли…

Спрос на театр был колоссален. В первые годы по 15 премьер за сезон. В репертуаре классика русская и зарубежная (произведения Гоголя, Островского, Кальдерона, Мольера, Шиллера, Гальдони, Бальзака, Скриба, Голдсмита и др.) В военные годы комитет по делам искусств очень серьезное внимание уделял военно-патриотической теме. В репертуаре норильского театра (сезон 1942-1943гг.), шли не только «светские» и развлекательные пьесы, но и патриотические: «Душа Москвы» Никулина, «Петр Крымов» Финна, «Фронт» Корнейчука, «Русские люди» и «Жди меня» Симонова, «Страшный суд» Шкваркина, «Партизаны» Каплера, «Синий платочек» Катаева.

По воспоминаниям актёров, за месяц готовились одна-две премьеры новых спектаклей, потому что 6-7 выступлений успевали охватить всю публику города. Играя одну роль, учили слова для следующего спектакля.

Не смотря на тяготы военного положения и отсутствие финансирования, театр занимался сбором средств на строительство военной техники.

В 1944 году артисты Заполярья обслуживали госпитали Красноярского края. «С большим успехом прошли пьесы «Стакан воды» Скриба, «Дама — невидимка» Кальдерона, «Чрезвычайный закон» братьев Тур. На гастролях театр переформировался. Многие работники по решению Всесоюзного комитета искусств при СНК РСФСР и Краевого КОМИТЕТА ВКП (б) переведены в краевой драматический театр. Полученные денежные средства пошли в фонд обороны на постройку самолёта Артист Заполярья». «…Во время войны мы собрали более 100 тысяч рублей на постройку самолета «Артист Заполярья». Нами была получена благодарственная телеграмма за подписью И.В. Сталина. Если она не сохранилась в архиве театра, то через Госархив ее можно будет восстановить и проследить путь нашего самолета, а может быть, и связаться с членами экипажа…» Из письма Бороденко Григория Александровича (бывшего актера, режиссера, директора театра) от 14 июля 1987 г. К сожалению, по сей день судьба «Артиста Заполярья» не известна. Весь Норильск по инициативе комсомольских, партийных, профсоюзных организаций собирал деньги на подарки бойцам и строительство военной техники. Всего в фонд обороны сдано 60 млн. рублей, на постройку боевой техники — 12 млн. рублей. Кроме того, оказана помощь осажденным ленинградцам.

Долгожданный 1945-ый… Норильский Заполярный театр драмы встречал первым за военное время новогодним балом — маскарадом. На афише радостные слова: «Карнавал масок, джаз-оркестр, ёлка, лотерея счастья и моментальная фотография…танцы до 6 часов утра…» Ждали Победу!

Почти каждое слово в статье американского журналиста Мориса Гиндуса, написанной в далеком 1944 году, несёт в себе эмоции удивления. Война, 70-я параллель… и вдруг театр?

Театр Норильска — явление поистине уникальное. Даже не будучи театралом, трудно не заметить нескончаемую народную любовь к нашему театру. Созданный в тяжелейший период начала Великой Отечественной войны, театр пережил все политические режимы нашей страны, смену нескольких помещений, принял порядка десяти поколений зрителей и всегда был неизменно любим норильчанами. Заполярный драматический во все времена восхищал заключённых и охранников, начальников и работяг, коммунистов и демократов. Всех и во все времена!

«Счастье и сладкая боль сердечная, восторг до слез — вот что такое был для нас Норильский театр в то далекое время», — вспоминают старожилы. Даже сегодняшний зритель, искушённый современными высокотехнологичными зрелищами, искренне любит родную Маяковку.

Список литературы:

  1. Багачёва, А. Из истории Норильского театра драмы им. В. В. Маяковского. Первое двадцатилетие/ А. Багачёва // Норильский Мемориал: выпуск 4. –  Норильск, 1998. – 63с.   
  2. Директорский корпус Норильского комбината. Дайджест о главных. Дайджест о главном (сборник статей). – Москва: Издательство «Просеков», 2019. –  472 с.: ил. ​
  3. Левашов, В. Демиург/ В. Левашов // Неизвестный Норильск. – 2009. – №11. –  С. 26-29.
  4. Львов, А. Л. Норильск/ А. Л. Львов. – Красноярск: Кн. изд–во, 1985. – 224 с.: ил.
  5. Планета культуры- Норильск. – Москва: Полимедиа, 2006. – 872 с.
  6. Снегов, С. А. Норильские рассказы/ С. А. Снегов. – Москва: Советский писатель, 1991. – 304 с.
  7. Толстов, В. А. Летопись Норильска. – 2- е изд., испр. и доп. – Норильск: Апекс, 2007. – 448с.
  8. Феномен Норильска: История Норильского промышленного района. Книга 1. / гл. ред. В. И. Долгих. – Москва: Полярная звезда, 2006. – 518 с.
  9. Шебеко, Л. И свет во тьме/ Л. Шебеко// Неизвестный Норильск. –  2005. –  №2. – С. 24-27